Ваш успех на форекс

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Forex4you

Часть 4


12. ЧТО ТАКОЕ "ЦЕНА"?

Уолл-стрит названа в память стены ("уолл"), которую первые поселенцы возвели на южной оконечности Манхэттена, чтобы не разбрелся их скот. Отголоски этого сельского наследия слы-шатся в современном биржевом лексиконе. Особенно часто упоминаются названия четырех жи-вотных: быки (bulls), медведи (bears), свиньи (pigs) и овцы (sheep). Как говорят биржевики, быки делают деньги; медведи тоже делают деньги; а свиньи идут под нож.

Бык бьет врага рогами снизу вверх. Бык - это покупатель, игрок, который делает ставку на повышение и выигрывает от роста цен.

Медведь бьет врага лапой сверху вниз. Медведь - это продавец, игрок, который делает ставку на понижение и выигрывает, когда цены падают.

Свиньи - это алчные игроки. Потеряв от жадности всякую осторожность, они и попадают под нож. Одни свиньи покупают или продают непомерно большие для них позиции, прогорая при первом же незначительном движении рынка не в их пользу. Другие прогорают, передержав позиции, т.е. продолжая дожидаться еще большей прибыли, хотя тенденция уже развернулась.

Овцы - это робкие игроки, боязливо следующие за тенденциями, слухами и гуру. Время от времени они, нацепив на себя бычьи рога или облачившись в медвежью шкуру, пытаются высту-пить в роли знатоков. Однако их легко узнать по жалобному блеянию, когда на бирже наступают трудные времена.

Как только двери биржи открываются, быки приступают к купле, медведи - к продаже, тесня и попирая свиней и овец, а колеблющиеся игроки выжидают в сторонке. Биржевые котировочные аппараты по всему миру выдают непрерывный поток последних курсов цен на всех рынках. Тысячи пар глаз прикованы к одной точке-цене: подходяще для сделки или нет?

Споры о цене

Что такое "цена"? Когда я задаю этот вопрос на семинаре, то получаю самые разные ответы. "Цена - это ощущаемая ценность". "Цена - это столько, сколько в данный момент один человек готов заплатить другому за какой-нибудь товар". "Цена - это столько, сколько заплатил последний из покупателей. Это - цена на данный момент". "Нет, цена - это сколько заплатит следую-щий".

Если биржевик не может дать точного определения цены - значит, он не понимает, о чем рассуждает. А понять это необходимо! Ведь успех биржевика зависит от того, как он будет рабо-тать с ценами. В поисках ответа на, казалось бы, простой вопрос некоторые биржевики входят в раж, и начинается оживленный спор, как в этой записи одного из семинаров:
- Вот вам пример наихудшего случая. Акции компании "Зингер" продавались за 100 долларов. При крахе 1929 года спрос пропал, испарился. А один кричит: "Мне надо продать. Сколько дадите?" Кто-то из биржевых клерков возьми да и ответь: "Доллар". И тот скупил. Скупил весь фонд.
- Цена - это сколько готов выложить больший дурак.
- А посмотрите на биржу 1987 года. Помните тот спад на 500 пунктов? После него ценность компаний нисколько не уменьшилась. То есть все дело было в разнице между восприятием цен-ности и готовностью следующего клиента платить.
- Это еще не все. Пойдем дальше. То, за что вы платите, ровным счетом ничего не стоит. Это всего-навсего клочок бумаги. Единственная его ценность - размер его дивиденда по сравнению с государственными облигациями на данный момент.
- Нет, он имеет ценность: это столько, сколько за него дадут. Но если нет желающих купить, тогда он действительно ничего не стоит.
- Но он принесет доход.
- А если вы ставите деньги на партию соевых бобов? Вы же можете их съесть!
- Ну, а если акция без дохода?
- Зато с активами.
- Денежную ценность имеет компания, выпустившая акции. Она зарабатывает деньги.
- Хорошо. Допустим, я даю вам акцию компании "Ай-Би-Эм". Но покупателя не нашлось. На что годится тогда эта бумажка? Разве что на растопку.
- Чтобы у "Ай-Би-Эм" - и не нашлось покупателя?! Такого просто не бывает. Здесь всегда есть и спрос, и предложение.
- А возьмите компанию "Юнайтед Эйрлайнз": в один день ее курс - 300 долларов, а буквално на следующий - уже 150.
- И ведь никаких изменений на авиалиниях не произошло; прибыль та же, активы те же. В чем же разница?
- Курс акции почти не имеет отношения к компании, которая ее выпустила. И курс акций "Ай-Би-Эм" почти не имеет отношения к самой компании. Связь между курсом акции и самой компанией "Ай-Би-Эм" - как резинка, которая может растянуться на километр. "Ай-Би-Эм" идет себе своим шагом, так что она и цена весьма далеки друг от друга.
- Цена - это точка пересечения кривых спроса и предложения.

Настоящий биржевик должен знать, что такое "цена". Нужно знать, что измеряешь - только тогда есть смысл включаться в игру на повышение или понижение акций, опционов и фьючер-сов.

Как разрешить спор

Биржевиков можно разделить натри группы: покупатели, продавцы и колеблющиеся наблю-датели. "Цена спроса" (ask price) - это цена, которую запрашивает за свой товар продавец. "Цена предложения" (bid price) - это цена, которую предлагает за этот товар покупатель. Споры между продавцами и покупателями - явление постоянное.

Покупатели хотят заплатить как можно меньше, а продавцы - взять как можно больше. Если представители обеих групп будут каждый стоять на своем, сделка никогда не состоится. Нет сделки - нет и цены: ведь цены продавца и покупателя - лишь их желаемые цены.

У продавца есть выбор: либо дождаться роста цен, либо согласиться на предложенную меньшую цену. У покупателя также есть выбор: либо дождаться снижения цен, либо надбавить свою цену.

Сделка совершается в тот момент, когда обе стороны оценивают рынок одинаково: либо на-пористый бык, согласившись на условия продавца, платит за товар больше;

либо боязливый медведь, согласившись на условия покупателя, продаст товар дешевле. Колеблющиеся биржевики своим присутствием побуждают к действиям и быков, и медведей.

Торгуйся продавец и покупатель без свидетелей, их переговоры могли бы затянуться надолго. Однако на рынке оба поторапливаются. Ведь вокруг - масса колеблющихся наблюдателей, которые в любой момент могут стать конкурентами.

Покупатель знает, что если будет чересчур долго раздумывать, то другой биржевик, вмешавшись в торги, уведет товар. А продавец знает, что если не сбавит цену, то другой биржевик, вмешавшись в торги, может пойти на эту уступку. Обилие колеблющихся биржевиков побуждает продавцов и покупателей быть посговорчивее друг с другом. Сделка совершается в тот момент, когда два человека - покупатель и продавец - оценивают рынок одинаково.

Соглашение о ценности рынка (Consensus of Value)

Каждая точка цен на вашем котировочном экране отражает соглашение между покупателем и продавцом. Покупатели покупают в расчете на рост цен. Продавцы продают в расчете на их снижение. Покупатели и продавцы торгуются среди массы колеблющихся биржевиков. Послед-ние могут стать игроками и на повышение, и на понижение, по мере того как время идет, а цены меняются.

Покупая, быки толкают рынок вверх. Продавая, медведи толкают рынок вниз. Колеблющие-ся биржевики ускоряют ход событий, подстегивая продавцов и покупателей.

На рынках играют люди со всего мира: лично, через компьютерную связь или через броке-ров. Каждый может купить или продать. Любая цена - это сиюминутное соглашение о ценности рынка, достигнутое биржевой толпой и выраженное в факте сделки. Цена - явление психологическое: это сиюминутная точка равно-весия между игроками на повышение и понижение. Цены создаются массами биржевиков: поку-пателей, продавцов и колеблющихся наблюдателей. Графики цен и объемов торгов отражают психологию биржевой толпы.

Поведение биржевой толпы

Фондовые, фьючерсные и опционные биржи привлекают массу игроков - лично или пред-ставленных брокерами. Мелкие сбережения и шальные состояния, деньги знатоков и растяп, банковские и частные капиталы - все стекаются на рынок. Любая из цен представляет собой сиюминутное соглашение о ценности рынка, достигнутое покупателями, продавцами и колеблющимися игроками в момент сделки. За каждым перепадом цен стоит толпа биржевиков.

Соглашение о ценности все время меняется. В одних случаях оно устанавливается в мирной обстановке, в других - в буре страстей. В периоды затишья цены меняются понемногу. Когда же рынок охватывает паника или экстаз, цены начинают скакать. Представьте себе аукцион на тонущем корабле: продастся спасательный круг. Вот так же скачут цены, когда какая-нибудь тен-денция всколыхнет огромную массу биржевиков. Опытный биржевик старается выбрать момент затишья для входа в игру и взять прибыль в штормовой период.

Технический анализ рынка - это изучение психологии биржевой толпы. Каждый день - это сражение быков, зарабатывающих на росте цен, и медведей, выигрывающих от их снижения. Цель технического анализа - определить соотношение сил между быками и медведями, чтобы сделать ставку на более сильную группу. Если вы определите, что существенное превосходство на стороне БЫКОВ, нужно покупать, а если сильнее медведи - продавать и играть на понижение. В случае приблизительного равновесия сил_расчетливый биржевик держится в стороне. Пусть дерутся желающие: он же вступит в игру, лишь удостоверившись в наметившемся перевесе од-ной из сторон.

Цены, объем торгов и открытые сделки (open interest) отражают поведение толпы. То же самое касается и индикаторов, основанных на них. Технический анализ сродни опросам общест-венного мнения. Это сочетание науки и искусства. Научная часть заключается в использовании статистических методов и компьютеров; творческая часть - толкование полученных данных.


13. ЧТО ТАКОЕ "БИРЖА"?

Что же отражают биржевые цены, цифры и графики? Вы просматриваете сводку цен в газете, следите за котировками на экране, строите график какого-либо индикатора. Вы хотите проанали-зировать рынок и вступить в игру. Но что такое "биржа"?

Дилетанты относятся к бирже как к зрелищу вроде футбольного матча, на котором они могут заработать не хуже профессионалов. Биржевики из научно-технических кругов склонны рас-сматривать биржу как физическое явление. Они применяют к ней принципы электроники, фильтрования сигналов, снижения шумов и т.д. А вот профессиональные биржевики точно зна-ют, что такое "биржа": это столпотворение.

Каждый биржевик старается обыграть остальных, прозорливее оценив перемены на рынке. Биржевики живут в разных странах, но их объединяет современная телекоммуникационная есть, посредством которой каждый старается обогатиться за счет другого. Биржа - это столпотворение. Каждый в этой толпе стремится обыграть остальных, превзойдя умом, хитростью или скоростью. Биржа - беспощадный мир, потому что там один - против всех, а все - против одного.

Более того, за вход и выход из этого беспощадного мира надо платить. Чтобы заработать хоть грош, надо преодолеть два высоких барьера - комиссионные и проскальзывание. Первый появляется, как только отдан приказ брокеру: игра еще не началась, а вы уже платите. Стоит ва-шему приказу поступить на рынок, как на ваши деньги посягают маклеры с их проскальзывани-ем. А если вы решили выйти из сделки, они снова тут как тут - за новыми комиссионными. В биржевой схватке вы сражаетесь против всех игроков, одновременно отбиваясь от биржевых акул с их комиссионными и проскальзыванием.

Толпа мирового масштаба

В былые времена биржи были маленькими, и многие биржевики знали друг друга в лицо. Нью-Йоркская фондовая биржа, например, была организована в 1792 году двумя десятками бро-керов. В солнечную погоду они обычно вели игру под тополем, а в дождливую - в таверне "Френсиз", работающей и по сей день. Учредив Нью-Иоркскую биржу, брокеры первым делом установили комиссионные для публики, процент которых не был снижен в последующие 180 лет.

Сейчас лицом к лицу встречаются лишь биржевые маклеры. Большинство же нечленов свя-заны с биржей через электронную связь. На экранах своих терминалов они видят те же котиров-ки, читают в финансовых изданиях те же статьи, получают от брокеров те же данные. В резуль-тате игроки, находясь даже за тысячи километров друг от друга, сливаются в биржевую толпу.

Благодаря современной системе телекоммуникаций мир становится все теснее, а биржи все разрастаются. Эйфория Лондона перебрасывается в Нью-Йорк, а подавленность Токио передаст-ся Франкфурту.

Анализ биржи - это анализ поведения толпы. А она ведет себя одинаково, независимо от места жительства и принадлежности ее членов к той или иной культуре. Специалисты по соци-альной психологии выявили ряд закономерностей, определяющих поведение толпы. Биржевику необходимо знать, как биржевая толпа влияет на его умонастроение.

Не единицы, а группы

Большинство людей ощущают сильную потребность "делать как все". Этот примитивный по-зыв присоединиться к толпе затуманивает ум, когда нужно принимать решение о сделке. Бирже-вик думает исключительно сам за себя. Он должен быть достаточно силен для самостоятельного анализа рынка и выполнения своих игровых решений.

Никакой силач не выдержит, если на нем повиснет с десяток человек: колени у него подог-нутся. Толпа глупа, но она сильнее вас. Ей по силам создавать биржевые тенденции. Ни в косм случае не играйте против них.. Если наметилась тенденция к повышению, следует либо поку-пать, либо стоять в стороне. Ни в коем случае не играйте на понижение, исходя из того, что "це-ны слишком высоки" - т.е. не спорьте с толпой. Идти вместе с толпой не обязательно - но идти против толпы чрезвычайно рискованно.

Нужно считаться с силой толпы - но не нужно ее бояться. Толпа сильна, но примитивна, она действует бесхитростно и шаблонно. Живя своим умом, биржевик получает возможность обы-грать толпу.

Источник денег

Стараясь сделать деньги на бирже, думаете ли вы о том, откуда возьмется предвкушаемая вами прибыль? Откуда берутся деньги на бирже? Ведь не от возросшего дохода какой-нибудь компании, и не от снижения процентной ставки, и не от богатого урожая соевых бобов. Деньги появляются на бирже по одной-единственной причине: их приносят биржевики. Деньги, на кото-рые вы рассчитываете, принадлежат другим - "людям, которые вовсе не собираются делиться с вами.

Биржевая игра - это попытка взаимного ограбления. Это занятие не из легких. Путь к успеху осложнен еще и тем, что брокеры и маклеры берут дань как с проигравших, так и с победителей.

Биржевая игра - как средневековое побоище. Взяв меч, рыцарь отправлялся на поле боя, да-бы поразить противника, а тот отвечал ему "взаимностью". Победителю доставались трофеи: доспехи поверженного, его имущество, а также жена и дети; последних он продавал в рабство. Современные люди не бьются в чистом поле - вместо этого они играют на бирже. Но лишить че-ловека денег - это лишить его средств к существованию. Проигравший может потерять дом, иму-щество, а заодно и жену, а его дети останутся без образования.

Один мой приятель-оптимист посмеивался: мол, на биржевом поле брани тьма недоучек: "Процентов девяносто пять брокеров не знают даже азов. Они не понимают, чем занимаются. Мы-то знаем и понимаем, а малограмотные бедняги все равно что жертвуют свои деньги. Краси-вая теория, но неверная: на бирже легких денег не бывает.

На бирже есть масса "овечек": они ждут, когда их остригут или пустят под нож. Это легкая добыча - но попробуйте заполучить ее: сперва придется сразиться с опасными конкурентами. Это бойцы-профессионалы: американские солдаты, английские рыцари, немецкие ландскнехты, японские самураи и прочие вояки, - вес охотятся за бедными "овечками". Биржевая игра - это сражение с полчищами врагов, где и за вход на поле брани, и за выход - со щитом или на щите - надо к тому же платить дань.

Через дна года после выхода американского издания этой книги биржевая компания моего приятеля разорилась, а сам "знаток" после разных мытарств устроился на работу в офис.

Конфиденциальные сведения (Inside Information)

Есть группа лиц, неизменно получающих сведения раньше прочих биржевиков. Управляю-щие фирмами, акции которых котируются на биржах, снимают прибыль из года в год. Это - по статистике законных сделок, о совершении которых они сообщают в Комитет по акциям и бирже (Securities and Exchange Commission). Однако эти сделки - только верхушка айсберга, а подвод-ная его часть - в незаконной биржевой игре.

Игроки, использующие конфиденциальные сведения, обворовывают остальных. В 80-с годы в результате судебных процессов по делам членов биржи несколько биржевых знаменитостей попали за решетку: среди них - Деннис Левин, Иван Боски и другие. Одно время не проходило и недели без какого-нибудь ареста или предъявления обвинения.

Подсудимые на процессах 80-х годов попались из-за жадности и беспечности, нарвавшись к тому же на федерального прокурора в Нью-Йорке, у которого были крупные политические ам-биции. Верхушку айсберга стесали, но подводная часть плавает и поныне. Не спрашивайте, чье-му биржевому кораблю она угрожает: она угрожает вам, вашему биржевому счету.

Пытаться избавить биржу от спекуляции, основанной на конфиденциальной информации, - это как пытаться избавить ферму от крыс. Пестицидами их можно сдержать, но полностью не уничтожить. Глава одной биржевой фирмы, ныне пенсионер, поделился со мной опытом: хитрый биржевик не использует конфиденциальные сведения сам, а передаст их приятелям, с которыми играет в гольф в каком-нибудь загородном клубе. Выиграв на бирже, они затем посвящают его в дела своих компаний, и все остаются в выигрыше и вне подозрений. Эта система взаимного ос-ведомления безопасна для участников до тех пор, пока их корысть не перерастет в непомерную жадность.

На фьючерсных рынках игра на основании конфиденциальной информации вполне законна. С помощью технического анализа можно выявить операции осведомленных биржевиков по куп-ле и продаже. Графики отражают вес сделки всех игроков, в том числе и осведомленных: они, как и все прочие, оставляют на графиках свои следы. Вы - как технический аналитик - должны проследить их путь до самой кассы.

14. БИРЖЕВАЯ СРЕДА

Люди ведут куплю-продажу с незапамятных времен: торговать с соседями безопаснее, чем совершать на них набеги. По мере развития общества деньги стали средством обмена. Биржи - признак высокого развития общества. Средневековый итальянский путешественник Марко Поло потратил 15 лет на дорогу из Италии в Китай. Сейчас европейский биржевик, решивший купить золото в Гонконге, должен лишь отдать приказ - и через минуту все будет сделано.

После краха коммунизма одним из первых шагов экономического обновления в Восточной Европе было учреждение бирж. Сегодня фондовые, фьючерсные и опционные биржи опоясыва-ют земной шар. В одной лишь Индии насчитывается 14 фондовых бирж. Всего в мире свыше 65 фьючерсных и опционных бирж. Как пишут Барбара Даймонд (Barbara Diamond) и Марк Коллар (Mark Kollar) в книге "Биржевая игра круглые сутки" (24-Hour Trading), на этих биржах котиру-ются почти 400 контрактов буквально на все: на золото и на шерсть, на австралийский индекс акций и на сушеные коконы шелкопряда. Все биржи должны отвечать трем критериям, установ-ленным впервые на горах Эллады и западноевропейских средневековых ярмарках: определенное местонахождение, принципы градации товаров и точные условия заключения контрактов.

Частные биржевики (Individual Traders)

Частные лица обычно приходят к биржевой игре, сделав карьеру в бизнесе или какой-либо профессиональной сфере. Типичный американский биржевик - это пятидесятилетний отец се-мейства с высшим образованием. Многие имеют свои фирмы и ученые степени. Две наиболее многочисленные профессиональные группы - фермеры и инженеры.

Большинство приходит на биржу отчасти из рациональных, а отчасти из иррациональных побуждений. Рациональная мотивировка - это желание получить побольше прибыли от вложен-ного капитала. Иррациональные побуждения - это азарт и охота за острыми ощущениями. Бир-жевики в большинстве своем не подозревают о присутствии таких побуждений.

Овладеть биржевой наукой не просто: это требует времени, сил и денег. Немногие достигают уровня профессионалов, зарабатывающих на жизнь биржевой игрой. Профессионалы чрезвычай-но серьезно обдумывают все свои действия. Выход своим иррациональным побуждениям они дают за стенами биржи, в то время как дилетанты дают волю чувствам именно там, на этой опас-ной арене.

Основная экономическая роль биржевика - содержать своего брокера, чтобы он мог платить за дом, а его дети - учиться в частных школах. Предназначение спекулянта - помогать компаниям сколачивать капитал на биржах акций и брать на себя ценовой риск на фьючерсных рынках, тем самым позволяя другим сосредоточиться на производственной деятельности. Отдавая приказ брокеру, спекулянт, естественно, совершенно не думает об этих высоких экономических целях.

Биржевики из банков и фирм (Institutional Traders)

Большой процент объема биржевых сделок приходится на долю различных учреждений. Благодаря своим солидным капиталам они получают целый ряд преимуществ: платят низкие ко-миссионные, пользуются услугами лучших аналитиков, брокеров и биржевиков. Некоторые мо-гут даже наказать биржевых маклеров, которые непомерно наживаются на проскальзывании. Волна арестов и судебных процессов над чикагскими маклерами, прокатившаяся в 1990-1991 го-дах, началась с обращения в ФБР "Арчер Дэниелз Мидлэнд" - компании по переработке сырье-вых продуктов.

Один мой приятель - он заведует в банке отделом биржевой игры - иногда прибегает к услу-гам группы бывших сотрудников ЦРУ. Они просматривают прессу по системе, которая позволя-ет выявить едва наметившиеся в обществе тенденции, а затем посылают ему эти сводки. Из них мой приятель и черпает некоторые из своих биржевых идей. Десятки тысяч, которые его отдел платит каждый год за эти услуги, для его фирмы мелочь по сравнению с ее биржевыми миллио-нами. Большинству частных биржевиков такие услуги не по карману. Учреждениям более дос-тупна самая ценная аналитическая информация.

Один мой знакомый, работавший на инвестиционный банк, уволился и стал играть на себя. И тут ему пришлось туго. Оказалось, что котировочная система в масштабе реального времени, ко-торую он установил в квартире на Парк-авеню, работала не так оперативно, как громкоговори-тель в операционном зале его прежнего места работы. В былые времена ему названивали броке-ры со всех концов страны - поделиться самой свежей информацией и получить приказ. "Играя на дому и на себя, получаешь устаревшие новости", - сетует он.

Некоторые крупные фирмы располагают разведывательными сетями, благодаря которым опережают в своих действиях остальных. Однажды, когда на нефтяных рынках в связи с пожа-ром на одной из платформ в Северном море начался подъем цен, я позвонил другу, сотруднику нефтяной компании. Биржа бушевала, а он был безмятежен: за полчаса до начала паники он за-ключил фьючерсные сделки по купле нефти, потому что еще до телеграфных сообщений полу-чил информацию по телексу от своего агента. Своевременная информация бесценна, но лишь крупная компания может позволить себе роскошь разведывательной сети.

Компании, которые покупают и продают сырье и одновременно спекулируют им на фью-черсных рынках, получают два преимущества: они имеют конфиденциальную информацию о спросе и предложении и не стеснены позиционными пределами (position limits) (см. раздел 40) Недавно я наведался к своему знакомому в одной международной нефтяной компании. Пройдя через контрольно-пропускной пункт, где проверяют строже, чем в аэропорту Кеннеди, я напра-вился через анфиладу стеклянных коридоров. Сгрудившись у мониторов, биржевики делали ставки на нефтепродукты. Я поинтересовался у гостеприимного хозяина, что именно они делали: хеджировали (hedging) - т.е. страховались от потерь - или спекулировали. "Да", - ответил он, взглянув мне прямо в глаза. Я повторил вопрос: ответ был таким же. Компании стирают тонкую грань между страхованием и спекулированием, основанную на конфиденциальных сведениях.

У служащих биржевых фирм есть психологическое преимущество: они рискуют не своими деньгами. Большинство частников не в силах обуздать себя и отказаться от игры при неблаго-приятном ее развитии. Фирмы же строго контролируют действия своих биржевиков. Биржевик действует в двух жестких рамках: это предельная сумма риска на одну сделку и предельная поте-ря в месяц - преуспевающие биржевики из банков и фирм получают повышение по службе и премиальные. Но и крупная премия может показаться грошовой тому, кто добывает миллионы для фирмы. Многие преуспевающие учрежденческие биржевики поговаривают о том, что соби-раются перейти в частники.

Но совершают переход лишь единицы. Распрощавшись с компанией и рискуя теперь не ее, а своими деньгами, они попадают во власть эмоции: страха, жажды наживы, буйной радости, па-ники. Они редко преуспевают, играя на личный биржевой счет. Это - еще одно доказательство того, что и залог успеха, и причина неудачи - в психологии.

Как частному биржевику тягаться с могучими фирмами и выиграть? Во-первых, руководство биржевыми отделами многих компаний оставляет желать лучшего, Во-вторых, у многих учреж-дений есть ахиллесова пята: они вынуждены играть на бирже все время, частник же волен выби-рать. Почти при любых ценах банки вынуждены действовать на рынках облигаций, а компании по переработке продуктов - на рынке зерна. Частник волен выждать самую выгодную биржевую ситуацию.

Но большинство частников растрачивают это преимущество гиперактивной игрой (overtrading). Одиночка, желающий обыграть полчища, должен набраться терпения и искоренить в себе алчность. Помните: ваша цель не количество, а качество игр.

Оружейные мастера

Средневековые рыцари подыскивали самые острые мечи; современные биржевики подыски-вают самое лучшее биржевое оружие. Доступность информации, компьютеров и программ урав-нивают игровые условия для многих биржевиков. Оборудование с каждым месяцем дешевеет, а программы улучшаются. Даже если биржевик не смыслит в компьютерном деле, он может на-нять консультанта и установить хорошую систему (см. раздел 24).

Компьютер позволяет ускорить и углубить анализ, применить его к большему числу рынков. Но он не может принимать игровые решения за вас, т.к. в конечном счете за каждую сделку от-ветственны вы.

Есть три вида биржевых программ: "ящики с инструментами" (toolboxes), "черные ящики" (black boxes) и "серые ящики" (gray boxes). С помощью "ящиков с инструментами" можно про-сматривать на экране данные, строить графики и даже проверять свою систему биржевой игры. Опционные биржевики также могут оценивать опционы.

Происходящее внутри "черного ящика" покрыто завесой тайны. Вы загружаете в него дан-ные, а он печатает ответ: когда - покупать, а когда - продавать. Это - чудо: получаешь деньги без умственных усилий. "Черные ящики" обычно продаются с превосходным послужным списком. Что вполне естественно, ибо сама программа была написана, с тем чтобы достичь отличных ре-зультатов на старых данных! Рынки все время меняются, "черные ящики" сходят на нет, но но-вые поколения неудачников неустанно покупают новые "черные ящики".

"Серые ящики" занимают пограничное положение между "ящиками с инструментами" и "черными ящиками". Их обычно продают выдающиеся биржевые личности. Они раскрывают общую логику системы и позволяют подогнать некоторые из их параметров.

Профессиональные советники (Advisors)

Бюллетени консультантов - это живописные детали биржевой картины. Коль скоро есть сво-бода печати, выпускать их может кто угодно, закупив марки и расположившись с пишущей ма-шинкой где-нибудь за кухонным столом.

В некоторых бюллетенях встречаются интересные указания на потенциально выгодные иг-ровые ситуации. Есть и полезные с образовательной точки зрения бюллетени. В большинстве своем эти издания создают у читателя иллюзию, что он вхож в узкий биржевой круг и посвящен в биржевые события.

Бюллетени - неплохое развлекательное чтиво. Подписавшись на них, приобретаешь друга по переписке: посылая свои интересные письма, он не ждет ответных и не требует ничего, кроме чека, когда пора возобновлять подписку.

Оценкой бюллетеней занимаются мелкие бизнесмены, благосостояние которых зависит от благосостояния консультационной индустрии. Иногда эти службы критикуют советников, но ос-новные усилия они направляют на раздачу громогласных похвал.

Много лет назад и я издавал бюллетень: работал усердно, результаты не подтасовывал и ко-тировался высоко. Оттуда, изнутри консультационной индустрии, я видел широчайшие возмож-ности подтасовки результатов. Но этот факт индустрия хранит в тайне.

Когда я только начинал выпускать бюллетень, один из наиболее известных советников поре-комендовал мне уделять поменьше времени анализу и побольше рекламе. Первое правило в этом деле таково: "Взявшись за прогнозы, делайте их побольше". А если прогноз сбудется, удваивайте тиражи рекламы.

Биржевые соревнования

Биржевые соревнования организуют либо мелкие фирмы, либо частные лица. Соперники платят организаторам за услуги: наблюдение за результатами и оглашение имен победителей. У биржевых соревнований есть два изъяна: один мелкий, а второй - может статься - и криминальный. Рассказ о нем ждет своего часа, а вернее, дотошных журналистов.

Оглашая результаты соревнований, организаторы всегда умалчивают о проигравших, сообщая лишь о победителях. Фортуна хоть раз улыбается каждому: ведь и остановившиеся часы по-казывают точное время два раза в сутки. Часто вступая в соревнования, в конце концов можно поймать миг удачи и попасть на пьедестал почета - а там привлечь к себе клиентуру с деньгами.

Многие советники вступают в биржевые соревнования с мелкой суммой, которую записывают на счет рекламы. Если повезет, они выиграют и приобретут популярность, что ценно для рекламы; их потери гласности не предаются. Я знаю олухов, не способных заработать на сделке и грош. Это хронические неудачники - но все в свое время вошли в списки победителей крупного соревнования, притом с большими процентными выигрышами. Благодаря своей известности они получили от клиентов деньги, которые тут же проиграли. Если бы организаторы соревнований оглашали результаты всех участников, включая и проигравших, их делу быстро пришел бы ко-нец.

Более пагубный недостаток биржевых соревнований - финансовый сговор между некоторыеми организаторами и участниками. Многие организаторы извлекают выгоду из подтасовки результатов в пользу участника-сообщника: известность "победителя" они используют для получния денег от клиентов.

Владелец одной такой фирмы поведал мне, что собирает деньги для своего "победителя". Может ли судья быть беспристрастным, если связан с одним из участников? Сумма возможного сбора зависела от того, какие результаты покажет на соревнованиях его "звезда". Меж тем этот хваленый игрок вскоре просадил все вверенные ему деньги.

Наиболее серьезные злоупотребления наблюдаются при соревнованиях, организуемых бро-керскими фирмами. Подобная фирма действует так: установив правила соревнования и набрав участников, она приглашает их совершать сделки через свое посредничество, оценивает и огла-шает их результаты, а затем собирает деньги с клиентуры и вверяет их победителям, зарабатывая тем самым комиссионные. Такая фирма может сделать "звезду" без особых хлопот: надо лишь открыть несколько счетов на имя намеченного "победителя". Затем, в конце каждого дня, самые удачные сделки можно записывать на один, показательный счет, а остальные сделки - на прочие счета. В результате получится блистательный "послужной список" (После выхода в свет амери-канского издания этой книги один из знакомых автора, Вильям Галлакер (William Gallachier), описал такое соревнование гораздо подробнее и книге "Победитель получает все" (Winner Takes All)).

Продолжение. Часть 5.

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Полезные ссылки